Под ЭЦП понимают электронную цифровую подпись. Она применяется за подтверждения личности собственного владельца. Благодаря ЭЦП подписанным им электронные документы приобретают юридическую силу.
Основные разновидности цифровых подписей
В настоящее время существует три разновидности цифровой подписи:
- усиленная квалифицированная;
- простая;
- усиленная неквалифицированная.
Обычная электронная цифровая подпись обычно представляет собой простую связку, состоящую из логина, пароля. Она может использоваться в банковской сфере. В настоящее время такая цифровая электронная подпись применяется и на Почте России.
Усиленные подписи являются полноценным цифровым сертификатом. Они отличаются между собой преимущественно средствами защиты от подделки.
В настоящее время популярно изготовление ЭЦП для торгов взаимодействия с некоторыми коммерческими площадками. Электронная цифровая подпись позволяет ускорить и срок сдачи финансовой отчётности.
Изготовление ЭЦП для налоговой позволяет существенно сэкономить время. Это актуально как для юридических, так и для физических лиц. С помощью цифровой печати электронные документы становятся настоящим эквивалентом обычного бумажного отчёта, который подаётся в региональное представительство ФНС.
Основной перечень документов для физических лиц
Для получения электронной подписи физическим лицам нужно предоставить перечисленные ниже документы:
- паспорт;
- ИНН;
- СНИЛС (запрашивается не во всех случаях);
- заявление, заполненное по соответствующей форме;
- доверенность. Она необходима в том случае, когда заявление подаётся третьим лицом, а не непосредственно получателем ЭЦП.
Список документов для индивидуальных предпринимателей состоит из:
- гражданского паспорта;
- ИНН;
- выписки из Единого реестра индивидуальных предпринимателей;
- копии свидетельства о регистрации в качестве ИП;
- копии ОГРН;
- ИНН;
- заполненного по форме заявления;
- соответствующей доверенности.
Где может использоваться цифровая подпись?
Электронная цифровая подпись может использоваться в приведённых ниже случаях:
- подача справок в Росреестр;
- внесение изменений в ЕГРИП;
- получение выписки из ЕГРЮЛ;
- оплата штрафов;
- осуществление работы с ЖКК (ввод соответствующих показаний, регистрация необходимых приборов);
- работа с ПФ;
- удалённая подача заявления в ЗАГС;
- оплата государственных пошлин;
- подача заявления на смену паспорта;
- участие в аукционе на электронных площадках. При этом имеются в виду даже те аукционы, на которых происходит рассмотрение государственных тендеров.
Применение электронной подписи для сдачи финансовой отчётности
При помощи электронной подписи происходит автоматизация пользователя при входе на официальный сайт налоговой инспекции nalog.ru. После получения ЭЦП потребуется регистрация на сайте. В таком случае верификация личности для посещения налоговой не потребуется. При этом каждый из документов через личный кабинет ФНС отправляют по отдельности.
Пошаговая последовательность действий
В заявке на получение ЭЦП указывают такую информацию:
- паспортные данные;
- ФИО;
- СНИЛС;
- электронную почту.
После этого распечатывают и подписывают заявление. Затем загружают скан-копии СНИЛС, заявления, паспорта. На следующем этапе отправляют соответствующую заявку. По окончании проверки на электронную почту и номер телефона поступает уведомление об одобрении заявки.
После этого нужно оплатить соответствующий счёт. Этот счёт и оригиналы отсканированных документов предоставляют в удостоверяющий центр для того, чтобы получить сертификат.
Стоит отметить, что существуют необычные виды электронной подписи. К примеру, есть квалифицированная подпись, предназначенная для работы с ЕГАИС ФСРАР. С её помощью люди, которые имеют дело с продажей алкоголя, подключаются к системе ЕГАИС.
Одна из наиболее важных функций электронной цифровой подписи – облегчение доступа на гос.порталы. Это особенно актуально для людей, которым регулярно предоставляются какие-либо услуги государственной организацией.